You are here
интервью.
до последнего откладывали интервью с представителями модельного бизнеса, искренне полагая, что самого «бизнеса» там нет, но обойти стороной такое явление как Lukovsky Model Agency (LMA) не смог даже наш редактор-сноб. И не пожалели!
Сегодня в гостях у «Бизнес в Лицах» Сергей Луковский, основатель самого одиозного модельного агентства в России. Сергея было невероятно сложно интервьюировать, вся его энергетика кричала – «здесь вопросы задаю я! ». Но мы честно попытались.
- Сергей, очень интересно узнать как танцор смог стать режиссером. Как это произошло?
- Вообще, вся моя жизнь это безумно интересная штука, иногда я сам себе завидую, потому что все, что происходит в моей жизни – это большая-большая случайность. Я не знаю, что случится не то, что завтра, а даже через минуту.
Я абсолютно случайно знакомился с людьми и абсолютно случайно получал предложения о работе. Да, я когда-то танцевал (Сергей на протяжении 15 лет был солистом Санкт-Петербургского государственного балета Валерия Михайловского – прим. ред. ) , но это было совершенно непрофессионально, и я ни в коем случае не заканчивал Вагановское училище и наверное этому даже рад, потому что все-таки танцовщики классического балета немного ограниченные артисты – ограниченные в координации, в возможности сделать что-то нестандартное. Выворотность никуда не спрячешь. Артист балета - это специально выращенный человек для определенных целей и задач. Другие мозги, другая физика и даже другое строение организма.
В школе я занимался в танцевальном кружке, но потом меня забрали в армию, где я дослужился аж до старшины - командовал ротой из шести взводов. А когда вернулся на гражданку, долго себя искал, не зная, чем заняться. О танцах тогда не думал. Это как раз было перестроечное время, я пробовал все подряд. Надо было зарабатывать деньги, какое-то время я даже торговал бутербродами на Московском вокзале, и я ни в коем случае этого не прячу и не скрываю, потому что это действительно было, и это мое прошлое.
Однажды, моя подруга Лариса Иванова (она училась в консерватории на балетмейстера) попросила, чтобы я танцевал ее постановки на экзаменах. Vdcagtttux4на ставила очень интересные и нестандартные номера. Это был Первый концерт Чайковского, где я станцевал сольную партию. Мы буквально бегали по сцене и даже орали что-то. Я сам получил огромное удовольствие, которое не мог не заметить Александр Полубенцев (заведующий кафедрой режиссуры балета Санкт-Петербургской консерватории – прим. ред. ) , пригласивший меня впоследствии в свою труппу. «Станцуешь Чиполино? Выучишь три акта? » - спрашивает меня, «Станцую! Выучу! », отвечаю я. В итоге все получилось, и я станцевал у него в балете сольную партию Чиполино.
Затем, будучи у Полубенцева, я также совершенно случайно познакомился с Валерием Михайловским (основатель Мужского балета – прим. ред. ) - он был членом жюри в одном из конкурсов, в котором я принимал участие как приглашенный танцор. Это был конкурс артистОК ) театра, где я просто станцевал танго с одной из конкурсанток. Он подошел ко мне и сказал –
«Через две недели едем на гастроли в Америку, выучишь балет? » Естественно я кивнул, выучу мол. Так я попал в труппу Михайловского.
Потом случай свел меня с Тамарой Москвиной (журналист, театральный и кинокритик, актриса – прим. ред. ) – это великий человек и потрясающая женщина.
- Получается, у вас и образования официального нет? В смысле «корочки».
- Главные учителя в моей жизни – это великие люди, оказавшие влияние на мою судьбу. Когда меня спрашивают, что для вас образование, я всегда отвечаю – жизнь.
- Что было потом?
- Потом, уже как балетмейстер, работал с Сихарулидзе и Бережной (прославленные российские фигуристы – прим. ред. ) – они гастролировали по миру с моими номерами. Познакомился с Бежаром (Морис Бежар, выдающийся французский хореограф – прим. ред. ) , поработал с Волочковой (помогал отрабатывать номера современной хореографии) , было даже предложение станцевать с ней в паре одноактный балет, но не получилось в силу загруженности наших расписаний. В то время это была потрясающая балерина.
Дальше я познакомился с Лилией Киселенко - настоящий дизайнер от Бога, петербургская звезда, которая шьет изумительные коллекции, и именно для нее я сделал первое шоу. После этого я стал работать с парикмахерами…
- Дефиле на Неве в этот момент было?
- Нет, позже. Дефиле я отработал 20 сезонов (показ мод, проводится дважды в год – прим. ред. ) , но до этого были 8 лет на Адмиралтейской игле, есть такой конкурс дизайнеров при Институте Технологии и Дизайна, но я хочу особо отметить, что во времена Советского Союза это был совершенно другой масштаб. Участников более 40, в жюри - Слава Зайцев, с которым я тоже счастлив быть знаком. Величайший человек. То, что сделал он за свою жизнь, это не сравнить ни с чем. В Ссср был только один художник моды – Зайцев. Он делал уникальные вещи, от того обидно за современное состояние индустрии моды в России. Никто не подхватил его знамя, особенно на государственном уровне. А еще мне обидно, что мы не умеем даже помнить.
После Адмиралтейской иглы стал работать уже с дизайнерами и познакомился с дирекцией Дефиле на Неве.
- Можете сформулировать «правила жизни Сергея Луковского»?
- У меня есть один закон – ты обязан получать удовольствие от того, чем занимаешься. Тогда и только тогда это удовольствие получат все вокруг тебя. Когда за работу ты будешь получать удовольствие, а за удовольствие еще и деньги, ну вот, наверное, тогда ты и будешь самым счастливым человеком в мире. По-другому быть не может.
- Что нужно для открытия модельного агентства? Что из себя представляет бизнес-модель агентства в России?
- Она представляет из себя полный п*ц. Так и напишите, потому что по-другому не назвать. Дело в том, что весь мир живет по одним законам, а Россия совершенно по другим. И если на Западе существует определенный бизнес, и там каждый человек знает свои обязанности, за что он получает свои деньги, то у нас такого нет. А у нас каждый на все руки мастер.
У нас иногда параллельно идут до восьми проектов, на которых заняты до трехсот человек, и на такое количество людей я не могу найти шоу-директоров. Поэтому каждый сотрудник у меня может быть и выпускающим менеджером, и режиссером, и шоу-директором., т. е. он может полностью провести мероприятие от начала и до конца. Стопроцентная взаимозаменяемость.
- С чего все-таки начинается модельное агентство?
- С психической болезни создателя, потому что у нас модельные агентства делать безумно сложно. Модельное агентство - это, прежде всего, модели. Это пластилин, с которым мы работаем. И работа эта начинается с привлечения моделей.
- Что самое главное в работе с моделями?
- Ты должен сделать так, чтобы они тебе безоговорочно доверяли, а они обязаны тебе доверять и обязаны хотеть с тобой работать. Как это сделать? Ты их должен убедить, что именно здесь, именно у тебя они получат необходимую работу и смогут именно от тебя поехать в Милан, Париж Лондон и Токио.
- Получается?
- Сейчас уже можно говорить о том, что наши модели многого добились. Например, Катя Рябинкина - это наша модель, которую мы нашли здесь в Петербурге буквально на улице. Катя в мировом ТОП-50 на четвертом месте, это уже мегакруто. На кутюрной недели из двенадцати шоу она сделала десять. Все, начиная с Prada и заканчивая Dior. Она наша гордость.
- Вы работаете по контракту?
- Да, есть контракт, все официально. Была такая история недавно, нашего генерального директора Александра Нагорного вызвали в налоговую инспекцию проверить компанию. Так вот, налоговая не смогла найти на территории Российской Федерации вторую подобную организацию, которая была бы официально зарегистрирована как модельное агентство, т. е. сейчас мы единственное модельное агентство в России, которое зарегистрировано как модельное агентство.
- А как же остальные работают?
- Вероятно, они зарегистрированы как продюсерские центры.
- Что вы ждете от моделей?
- Самоотдачу. Есть девочки, которые живут модельным бизнесом и делают все ради саморазвития, худеют на 10- 25 кг, а есть девочки, которые от природы роскошно выглядят и им модельный мир не нужен и не интересен. Наша задача сделать так, чтобы они этим заинтересовались и заболели. Для меня модель – это, в первую очередь, актриса, так было и так будет.
- Наверно в России единственное, с чем хорошо обстоят дела, так это с моделями…
- Да, с моделями повезло, это действительно наш главный экспорт в мировой fashion, в прошлом году за рубежом из нашего агентства отработало 67 человек. Там это действительно бизнес, там модель - это официальное лицо. На Западе главное в показе - модель, именно поэтому там охотятся за звездами и готовы платить любые деньги за девушек, потому что одежда будет представлена конкретным лицом.
- А у нас не так?
- Нашим дизайнерам плевать, кто будет представлять коллекцию, лишь бы бесплатно, лишь бы за пятьсот рублей или максимум за тысячу. Я тут готов поспорить с дизайнерами на тему «как нужно продвигаться», а в их случае – «как выживать». Если у тебя нет возможности сделать качественное шоу – лучше вообще не делать. Нельзя показывать полуфабрикат. Лучше пригласить своих клиентов на транк-шоу (закрытый показ – прим. ред. ) и у тебя 2-3 роскошные девочки покажут коллекцию для своих клиентов. Или можно собрать только журналистов и фотографов и сделать презентацию именно для них, но сделать ее, прежде всего, КА-ЧЕ-Стве-ННО.
У нас же постоянно вылезает полуфабрикат, потому что «мы хотим масштаб», «мы хотим 700 человек в зале», потому что «мы хотим 50 выходов». Не успеваем всю коллекцию пошить? Пускай идет одна юбка! И одна кофта! А потом мы их поменяем местами и покажем то же самое второй раз, потому что нам надо, чтобы у нас было 50 выходов. И это ужасно.
- А с заказчиками шоу как строится работа?
- Здесь тоже все «интересно». Иногда новые заказчики бывают ошарашены моим вопросом на первой же встрече – «сколько у вас денег? ». Онитвечают – «а что вы сразу о деньгах, а может вы что-то предложите? ». А я не буду предлагать до тех пор, пока не узнаю бюджет, потому что предложить я могу все что угодно.
Километровый стол, например, на котором будет стоять громадная посуда с фарфоровыми чашками четыре на четыре метра с громадными фужерами и таким же шампанским. И бабы будут ходить как марионетки по этому столу… но тут же начинают возражать – «ой, а у нас нет столько денег».
У нас нет законов и четких схем, с каждым клиентом приходится работать абсолютно по-разному. Я хочу, чтобы каждый клиент приходил со словами «хотим получить от вас шоу, у нас такая-то сумма, приступаем».
И я готов отжать от этой суммы максимально. Не просто освоить, а устроить лучшее шоу, возможное с этим бюджетом. У нас есть потрясающие подрядчики, техники, видеоспециалисты – и все эти люди не пытаются заработать миллиарды, они стремятся лишь профессионально сделать свою работу, но существуют границы дозволенного. Мне нравится работать по своим правилам и своим условиям.
- Вас иногда упрекают в деспотичности…
- Это абсурд! Люди не видят закулисье, люди видят репетицию и судят по каким-то обрывкам. Или они никогда не видели репетицию Романа Виктюка, например. Дело в том, что модели, техники, все люди с которыми мы работаем, они знают, что площадка - это работа. И когда мы ее покидаем, у нас все меняется. Это просто рабочий процесс.
Если я понимаю, что кого-то обидел, девочка у меня заплакала или еще что-то в таком духе, я тут же подойду, я тут же обниму, обцелую и десять раз извинюсь. И абсолютно все модели это знают – на площадке это работа, а жизнь – за площадкой. В жизни я всех люблю. Опять же, я не могу не любить людей, которые полностью отдаются площадке, а другие у нас и не работают. Люди, которые говорят о деспотичности, просто не до конца знают эти нюансы.
- Есть у России возможность для совершения революции в fashion сродни той, что произошла в Италии в послевоенное время? Что нужно для этого?
- Дело в том, что у нас не появляется ничего нового, все как было, так и есть. Менять нужно абсолютно все. Должны быть очень большие изменения на уровне государства, в системе образования, но оно пока в стороне от этого. Не берусь говорить об этих вещах, потому что какие-то политические вопросы не входят в мою компетенцию. Я режиссер.
Почему покупают «итальянцев»? Потому что это качество, прежде всего. А как сделать так, чтобы у российских дизайнеров одежда была такого же качества и на схожем художественном уровне? На Западе дизайнер – это, прежде всего, художник, а в России художником быть не-во-змо-жно! Ты обязан заниматься и производством, и закупками и всем остальным – здесь нет бизнеса.
- В Интернете звучат мнения некоторых ваших коллег по цеху, в которых вам предрекается скорейший крах. Вы это можете прокомментировать?
- А смысл? (улыбается)
- Расскажите, пожалуйста, об LMA Presents (благотворительный проект модельного агентства LMA, направленный на поддержку молодых перспективных дизайнеров.
- Проект родился сам собой, хотя его идея витала в воздухе уже около двадцати лет. В России дизайнерам, стилистам и прочим художникам очень сложно себя реализовать, и мы придумали такой формат, чтобы поддержать начинающие дарования. Мы находим талантливую молодежь и бесплатно помогаем им организовать показы. Среди зрителей сидят их потенциальные спонсоры, и если им удается их «зацепить», потом это приводит к нечто большему, к бизнесу.
К нам тут недавно приехала потрясающая девочка из Костромы, она дизайнер и делает очень красивые вещи. Вот сейчас в начале сезона будем делать очередной LMA Presents и думаю, это будет очень.