You are here
2017 год запомнился в числе прочего 20-летием премьеры фильма "Брат" и потрясающим интервью вдовы Сергея Бодрова Светланы.
Она впервые за 15 лет, прошедших с момента трагедии в кармадонском ущелье, прервала обет молчания и рассказала очень много интересных фактов из времени "Лихих 90-х". Оказывается, деньги на легендарные картины собирались с большим трудом, и многое приходилось делать буквально "на Коленке". И тем не менее низкобюджетный "Брат" приобрел успех в прокате: сборы составили невероятные для того времени 40 тысяч долларов
. Приятно, что в этом проекте есть и "Якутский След": одну из женских ролей второго плана, важных для развития сюжетной линии ролей сыграла уроженка Алдана Мария Милютина (Жукова.
За роль Кэт в фильме Мария Милютина получила гран-при на фестивале "Кинотавр". В эксклюзивном интервью Мария рассказала о том, как попала в фильм (а до этого - в Санкт-петербург), и поделилась своими воспоминаниями о детстве в Якутии.
Живой, как … брат.
- конечно, я не была на старте рождения замысла, буквально вскочила в съемочный процесс, в первый эпизод (сцена с плейером. Это произошло благодаря Алексею Балабанову, профессионалу высочайшей пробы. Он нужный ему типаж искал. Не гнался за актрисой с именем, ему нужно было лицо, которое воплощает его замысел. Алексей обратился к картотеке актерского отдела на ленфильме, и там выбрал типаж. Во мне он визуализацию своей мысли увидел. И так было со всеми. В фильме нет случайных людей, каждый актер работает на замысел режиссера.
И вот прошел кастинг на "Ленфильме". Сухой звонок ассистента: "Алексей Балабанов Хочет с Вами Встретиться". Я прихожу к нему, он берет фотоаппарат, фотографирует, задает два каких-то вопроса, смотрит ничего не выражающими глазами: "спасибо. Мы позвоним вам! Я думаю: "как-то это всё …" ушла. Снова звонок: "вас утвердили на роль Кэт. Съемка тогда-то в кинотеатре спартак". Я думаю: "вот это да! Сыграло свою роль то, что я в это время учусь в театральной академии на курсе профессора Вениамина Михайловича фильштинского, который все свои педагогические силы бросает на то, чтобы актер был живой. Это совпало с балабановской идеей. Алексей больше всего боялся театральности и хотел видеть в кадре "Живого Артиста".
- жить в кадре?
- да. Как он говорил: "вырезаем кусок жизни - вставляем кусок жизни. Вырезаем - вставляем … меньше художественных надстроек! Проще, проще, проще …" мне иногда казалось: ну, куда уж проще? Ну, ничего же не делаем и нас снимают ….
Я в кадр зашла. Сказала очень странный для меня текст (стиль речи Кэт - вообще не мой. Вышла из кадра. Спрашиваю: "всё? "-"всё". Я спрашиваю: "неужели всё? Может, переснимем, может, как-то поярче? "-"не надо. Надо, чтобы все было поспокойнее. Не дай бог прорвется какая-то театральщина. Это не нужно ни в коем случае. Еще не дай бог вы тут начнете играть …".
И я стала бояться за свою роль в этом фильме. Поэтому не пошла на премьеру, которая состоялась в Санкт-петербурге в кинотеатре "Родина". А сокурсникам, которые отправились смотреть, сказала: "Я Боюсь, что это Какой-то Кромешный Ужас …" Но они Вернулись Потрясенные:"маша, фильм - бомба! И тогда я пошла одна в кинотеатр "Аврора", села на последнем ряду, чтобы меня никто не видел, и стала смотреть. Увиденное меня потрясло глубиной и объемом. Помню, что особенно понравились саунд - треки к фильму и затемнения между эпизодами (тогда это было в новинку и создавало необычный художественный язык.
Сцена рок - концерта - это единственный небольшой досъем в Москве. Но с учетом крайне небольшого количества съемочных дней фильм снят очень ритмично, это просто жемчужина.
- жить в кадре?
- да. Как он говорил: "вырезаем кусок жизни - вставляем кусок жизни. Вырезаем - вставляем … меньше художественных надстроек! Проще, проще, проще …" мне иногда казалось: ну, куда уж проще? Ну, ничего же не делаем и нас снимают ….
Я в кадр зашла. Сказала очень странный для меня текст (стиль речи Кэт - вообще не мой. Вышла из кадра. Спрашиваю: "всё? "-"всё". Я спрашиваю: "неужели всё? Может, переснимем, может, как-то поярче? "-"не надо. Надо, чтобы все было поспокойнее. Не дай бог прорвется какая-то театральщина. Это не нужно ни в коем случае. Еще не дай бог вы тут начнете играть …".
И я стала бояться за свою роль в этом фильме. Поэтому не пошла на премьеру, которая состоялась в Санкт-петербурге в кинотеатре "Родина". А сокурсникам, которые отправились смотреть, сказала: "Я Боюсь, что это Какой-то Кромешный Ужас …" Но они Вернулись Потрясенные:"маша, фильм - бомба! И тогда я пошла одна в кинотеатр "Аврора", села на последнем ряду, чтобы меня никто не видел, и стала смотреть. Увиденное меня потрясло глубиной и объемом. Помню, что особенно понравились саунд - треки к фильму и затемнения между эпизодами (тогда это было в новинку и создавало необычный художественный язык.
Сцена рок - концерта - это единственный небольшой досъем в Москве. Но с учетом крайне небольшого количества съемочных дней фильм снят очень ритмично, это просто жемчужина.
- то есть тогда вы не осознавали, что стали частью культового кино?
- конечно, нет. Для меня это было просто интересной актерской работой. Встреть я Алексея Балабанова сейчас, все было бы по-другому. Я только сейчас масштаб его личности поняла. Для большинства современных режиссеров вообще не является проблемой то, что в их фильмах и сериалах актеры именно играют - неестественно, назойливо, отвратительно. Они не могут научить актера не играть в кадре, как это мог сделать Балабанов. Сложно сказать, откуда это умение у Алексея - то ли от мастеров, которые его учили (а у него были очень хорошие учителя), то ли просто это из глубины его личности шло. Ведь до "Брата" он снял "замок", и кафкианские мотивы при желании можно найти и в фильме про Данилу багрова.
И очень жалко, что идею легкого в производственном смысле, но глубокого по смыслу и актуального кино, никто не подхватил. А ведь это была точка старта новой киношколы. Это был наш шанс начать снимать кино о нашем времени и о наших героях и антигероях, без оглядки на голливуд. В этот момент надо было срочно открывать киношколу Балабанову и сельянову, давать финансирование, набирать людей … и это было упущено. Помните, когда волна советского кино откатилась, то пришла пора мутного по содержанию и картинке (в том числе из-за того, что снималось на остатках пленки "Свема") перестроечного кино. И потом - раз! - Жемчужина - фильм "Брат". Это был отличный момент для того, чтобы дать старт новой российской киношколе! Но этого не случилось. Это то, о чем я больше всего сожалею: фильм был взрывом и дал мощный культурный толчок на всех уровнях, который мог бы вырасти в "Новую Русскую Киноволну".
- Маша, как вы попали в картину "Брат"? Это был момент случая, везения?
- Попала я очень просто. Алексей Балабанов был неленивый режиссёр, поэтому он сам просмотрел на "Ленфильме" картотеку лиц того возраста, который его интересовал. Я была в той картотеке с 18 лет, когда впервые снялась в кино у Евгения татарского, в первом русском триллере "Пьющие Кровь" по повести Алексея толстого "упырь". После этих съёмок и попала в картотеку "Ленфильма", где меня спустя четыре года нашёл Балабанов.
- В жизни вы были хотя бы немного похожи на Кэт? По характеру, внешне, может, ту же музыку любили?
- Да нет. Я не была близка к той субкультуре, в которой варилась Кэт. И вообще я не питерская. Очень провинциальная девушка, приехавшая из якутской глубинки, из посёлка, где топили печь дровами и вода была из речки, до нас можно было добраться только самолётом. А в Питере я в театральной мастерской пропадала. У меня не было никакой возможности и желания тусоваться.
Но я же актриса, нас учили искусству перевоплощения. Правда, перевоплощалась я практически самостоятельно - по крайней мере внешне. Из всей одежды мне на "Ленфильме" только знаменитую косуху выдали. В большинстве сцен я себя сама одевала. Сама делала причёски, макияж.
И вообще было ощущение, что всё делается "на Коленке". Всё снималось кусочками, обрывками на квартирах чьих-то знакомых - например, в знаменитой сцене тусовки, где стулом топили камин, где были настоящие иностранцы, которым "скоро кирдык"….
В сцене на кладбище вместе с Сергеем Бодровым, Юрием Кузнецовым и Андреем федорцовым снимались местные бомжи. И дискотека в планетарии - это же не статисты танцуют, мы просто приехали туда и стали снимать.
- А как у вас складывались отношения с Сергеем Бодровым? Вы общались много?
- Вообще Сергей, царствие ему небесное, не показался мне очень общительным человеком, больше как раз закрытым. Но с ним всё было очень просто: он в жизни был такой же, как и на площадке, в кадре.
В чём всё-таки феномен этого народного и простого на первый взгляд фильма?
- Я бы не сказала, что "Брат" так прост. Героями фильма стали изгои общества. Это очень важная конструкция - Балабанов знал её, как никто, потому что снимал "Замок" по Францу Кафке. Это зерно всей немецкой, вообще европейской культуры ХХ века, когда героем становится изгой и вокруг него закручивается некая спираль. Надо сказать, что Балабанов очень неплохо ориентировался в немецкой литературе и немецком искусстве. И очень любопытно, что в "Брате" мы видим такую же "немецкую конструкцию". А ещё фильм "Выстрелил" потому, что Балабанов увидел Сергея Бодрова в качестве ключа к своему фильму. Манера жить в кадре, его простые реплики и движения сформировали всю ткань и пластику картины ….
- Кризис случился не потому, что у вас родился ребёнок?
- В "Брате" я играла, уже будучи беременной. Не знаю, повлияла ли беременность на моё решение бросить актёрскую профессию, но после окончания лгитмик я сломя голову умчалась в Москву. Работала в модельном агентстве, занималась организацией модных событий, наконец, воспитанием сына.