You are here
Диктатор моды ("Nowa Europa Wschodnia", Польша).
В Чеченской Республике тон всему задает семья Кадыровых.
Она подает своим подданным не только пример, как жить, но и как одеваться. Задавая чеченскую моду, власти руководствуются принципами ислама, которой стал элементом политики и фактором объединения населения.
В центре Грозного (города, который еще недавно представлял собой груду руин) , на проспекте Мира, с 2009 года работает Дом моды Firdaws. Его основательницей формально является первая дама республики Медни Кадырова. Firdaws принадлежит также сеть бутиков —два в Грозном, один в Гудермесе и один в Москве, а также модельное агентство, которое ведет обучение актерскому мастерству и народной хореографии. Блестящее будущее чеченскому проекту обещали модельер Роберто Кавалли (Roberto Cavalli) и «красный Диор» —Вячеслав Зайцев.
. Несмотря на то что предприятием формально руководит Медни Кадырова, вдохновителем его создания стал ее муж —глава Чеченской Республики и главный знаток моды в Чечне —Рамзан Кадыров. Судя по размещенным на сайте Firdaws отзывам, подданные чрезмерно ему за это благодарны. Чеченский Дом моды —это неотъемлемая часть властного спектакля Кадырова, в котором одну из самых главных ролей играет сейчас ислам.
Ислам в Чечне —относительно молодое явление. Хотя появился он здесь уже в VIII веке, массовая исламизация этих территорий произошла во второй половине Xviii —начале XIX веков (некоторые ученые называют XVI век. Она была связана с освободительной борьбой против экспансии Российской империи и вписывалась в общую атмосферу, царившую тогда на Кавказе. Ислам был в первую очередь элементом, призванным сплотить народы Северного Кавказа, то есть находился в тесной связке с политикой.
Чеченцы —религиозный народ, но не настолько, насколько другие кавказские нации. Чеченскому исламу был свойственен синкретизм —местная вера в пророка переплеталась, в частности, с христианством и правовыми обычаями. Он имел разные обличия. Здесь функционировал как суннитский ислам шафиитской и ханафитской школы, так и ислам суфийских тарикатов —братств. Между отдельными тарикатами не было согласия, и они постоянно враждовали друг с другом. Политики часто, особенно начиная с 90-х годов, использовали эта взаимную антипатию в политических целях. Позднее появилось новое религиозное направление —салафизм и связанные с ним ваххабизм и фундаментализм.
В начале 90-х годов началась реисламизация, которая усилилась во время первой чеченской войны и нашла отражение в направленном против России джихаде. В Чечню приезжали эмиссары из арабских стран, принося с собой ислам в версии, которую раньше на этой территории не знали. Новые идеи на фоне разочарования ситуацией в республике и военных реалий попадали на благодатную почву. Эмиссары предлагали совершенно иную модель государства, чем сепаратисты.
Понимаемый таким образом джихад «бросил чеченцев в объятия ислама». С одной стороны, он поднимал их самооценку, с другой, помогал им не только крепче сплотиться между собой, но и в символическом смысле соединиться с мусульманской «уммой» всего мира. Эти тенденции усилились во вторую чеченскую войну, когда массовое распространение получили ваххабизм и фундаментализм. Хотя многие люди не поддерживали ваххабитов, они не могли проигнорировать факт, что те были хорошо организованы и сплоченно выступали против ненавистных федералов, зарабатывая себе имидж защитников народа. Вновь произошла политизация религии. Ислам в политических играх использовали все —Джохар Дудаев, Аслан Масхадов, Шамиль Басаев, хотя они не всегда понимали его местную специфику.
Существенную роль сыграла эта религия и в истории Ахмата Кадырова. Ахмат-Хаджи решительно защищал традиционную веру, соединяющую в себе местные традиции и ислам. Сам он принадлежал к кадирийскому тарикату —крупнейшему из трех функционирующих в Чечне. Основателем кадирийского тариката в Чечне был Кунта-хаджи Кишиев, живший в XIX веке. Он учил, что война —это варварство и предписывал отказываться от борьбы, когда это возможно. По его мнению, истинную силу следует искать в мудрости, терпении и справедливости. Такую тактику избрал и Ахмат Кадыров, пойдя на сотрудничество с федеральным властями в рамках политики чеченизации. Его сын и преемник Рамзан продолжил принятую отцом линию, разив ее и придав ей динамики.
Послевоенная ситуация была непростой. Этнонационализма, на который опиралась сепаратистская концепция, а потом ислам в ваххабитском варианте, для сплочения народа было мало. Когда проект независимости провалился, единственным инструментом для воплощения народного проекта осталась исламская риторика.
Выдуманный ислам
Особое значение имел социальный аспект религии. В кризисных ситуациях она помогала сохранить единство общества, укрепить его, а заодно дать ответы на экзистенциальные вопросы. По результатам опроса общественного мнения, проведенного в 2010 году в Грозном для Caucasus Times, национальная идентичность большинства чеченцев опирается на ислам.
Религия играет сейчас ключевую роль в возрождении Чеченской Республики. С одной стороны, она способствует сохранению мира с федеральным центром, с другой, возрождению чеченского этноса, которое служит элементом антиколониальной войны с Россией. Сегодняшний ислам (хотя он и считается «традиционным») обращается к своим якобы многовековым корням, пронизывающим чеченскую культуру, но на самом деле, это в первую очередь политический продукт.
В этот контекст вписывается Дом моды Firdaws со своими недвусмысленно отсылающими к исламу моделями, пытающийся задавать тренды не только в сфере моды, но и в образе жизни, огромную роль в котором играет религия. Firdaws —часть проекта Рамзана Кадырова —диктатора, который старается создать вокруг ислама государство и объединить чеченцев при помощи религии.