You are here
«Орудия труда» модели. Портфолио.
Основные средства рекламы, способствующие продвижению модели — это портфолио (бук) и композитка (сет-карта. Стоит отнестись к ним серьезно — от этого зависит впечатление, которое вы производите на потенциальных заказчиков. Правильное портфолио и удачные композитки должны стать показателями вашего профессионализма.
Портфолио(бук) — профессиональная книга модели: сборник ее лучших фотографий, вырезок из журналов и образцов рекламных работ. Бук дает полное представление о внешних данных модели, опыте работы и умении создавать разные образы.
У нас стандартные буки не продаются, поэтому вместо них используются файловые папки формата А4: 21x29см. В большинстве стран мира принят размер портфолио 24x30см. Elite — единственное в мире агентство, которое пошло на смелый шаг. Руководство отошло от стандартных размеров и предложило своим моделям буки размера А5. Мотивация была такой: впечатлить заказчиков-специалистов могут и фото размера 15x20. Буки формата А5 такие же красивые, как и большие, но девчонки из Elite теперь не ходят с тяжелыми рюкзаками.
Западные портфолио выглядят как альбомы с твердой обложкой и отличаются внешне: на «молнии», на крепежной скобе, перекидные, сброшюрованные… Общая примета: на первой странице обложки обязательно есть логотип агентства и его реквизиты. На торце обычно прикреплен пластиковый кармашек, в который вкладывается карточка с именем, фамилией или модельным псевдонимом. На внутренних сторонах обложек расположены карманы, в которые модель может вкладывать композитки или запасные фотографии. Страницы портфолио всегда пластиковые с черной бумагой в качестве фона. Иногда добавляются страницы с кармашками для слайдов и «полароидных» карточек.
Портфолио должно существовать как минимум в двух экземплярах. Один экземпляр находится в агентстве, где его показывают клиентам, второй — у модели, поскольку с портфолио она приходит на кастинги и на работу. С помощью портфолио клиент может представить способность модели создать нужный образ, благодаря портфолио заказчик может определить — соответствует ли девушка пожеланиям и задачам рекламной кампании.
В разных агентствах разные требования к букам: где-то хотят видеть больше черно-белых снимков, где-то — цветных. Но бесспорно, и те, и другие должны присутствовать. На первую страницу выбирается один из лучших снимков, как правило, портрет. Даже если в потфолио остаются свободные страницы, на последней странице тоже должна быть хорошая фотография, и тоже желательно портрет. Эти два портрета в портфолио не единственные. Их может быть несколько с разным выражением лица, с улыбкой и без, возможно, с разными прическами, и обязательно должен быть портрет без макияжа. Не забудьте снимок в полный рост в купальнике либо в облегающей одежде. Эта фотография позволит судить о пропорциях вашей фигуры.
В идеале — в портфолио должны присутствовать фото в стильной одежде, желательно иметь хотя бы одну фотографию в одежде спортивного стиля. Если модель занимается каким-либо видом спорта (плаванием, верховой ездой, стрельбой из лука) или танцами, желательно сделать снимок, изготовленный в процессе занятий. Эти снимки должны продемонстрировать пластику и красоту движения.
Особо ценятся в портфолио обложки журналов и иллюстративные съемки, особенно западные, которые свидетельствуют о том, что модель имеет опыт работы за рубежом. Крупные фото рук, лица, ног могут показать, что девушка может работать как парт-модель: длинные тонкие пальцы могут привлечь заказчика рекламы ювелирных изделий, стройные ноги способны заинтересовать производителей колготок. Если у девушки длинные и красивые волосы, было бы хорошо сделать фото с естественно спадающими волосами. Они могут привлечь производителей средств по уходу за волосами и парикмахеров, подбирающих моделей для hair-шоу. Фотографии с красивой белозубой улыбкой дают шанс получить заказ на рекламу зубной пасты или жевательной резинки. Кроме того, в буке должны быть снимки, сделанные в фотостудии, в интерьере и на природе. Можно поместить фотографии с другими моделями, в том числе противоположного пола — они покажут, что вы умеете работать с партнерами.
Расставляя снимки в потфолио, старайтесь сделать так, чтобы его было интересно рассматривать заказчику. Количество сделанных работ всегда впечатляет. Маленькая хитрость: фотографии в портфолио можно перекладывать местами в зависимости от того, к какому заказчику вы идете. На каждой фотографии представляйте какой-то новый образ, но в то же время стремитесь создать определенный сюжет и чередовать черно-белые снимки с цветными, портреты с фотографиями в полный рост. Обратите внимание на равномерное распределение крупных, средних и общих планов. Кроме того, нужно учитывать разнообразие макияжа и одежды, но при этом следует помнить, что в расчет берется все же не только количество, но и качество снимков. Не нужно считать, что лучше хоть какая-то фотография, чем никакой. В портфолио должны быть только те снимки, где вы выглядите превосходно. А если у вас много работ, портфолио должно состоять только из публикаций.
По окончании школы моделей и после подписания контракта с агентством, у вас в буке появляются фототесты — как минимум две-три удачных фотографии. Они могут стать началом вашего бука. Лучше не стремиться заполнять бук фотографиями с одной съемки — это непрофессионально и финансово неоправданно. Выбирайте не больше одной-двух фотографий, иначе снимки будут дублировать друг друга. Бук должен пополняться постоянно — даже если вам кажется, что фотографий и рекламных листков достаточно много, не бойтесь увеличивать их количество. Портфолио постоянно проходит через руки клиентов и фотографов, а они каждый раз ищут чего-то нового. И наконец: посоветуйтесь со своим букером, какие снимки подойдут, а какие нет — его совет будет компетентным.
Конечно, идеальный вариант — сделать портфолио за границей. В Париже, Милане и Нью-Йорке работают лучшие специалисты. Профессионализм фотографа и большой команды стилистов, технические возможности плюс наличие в студии комплекта одежды и аксессуаров дает простор для создания различных образов.
Не менее важно — после каждой рабочей съемки оговаривать с фотографом или заказчиком возможность получить материалы для своего бука. Часто начинающие фотографы договариваются с моделями, визажистами и парикмахерами об организации съемки, которая вместо денежной оплаты предусматривает расчет фотографиями. В этом есть здравый смысл: всем, включая фотографа, визажиста, парикмахера и модель, нужны снимки для собственных потфолио, в этом случае специалисты объединяются по интересам.
Если вы сами заказываете съемку для обновления портфолио или композитки, старайтесь заказывать фотографии в нескольких экземплярах. Идеальным вариантом был бы выкуп негативов у фотографа для того, чтобы иметь возможность в любой момент напечатать необходимое количество фотографий. Это пригодится в том случае, если фотографии нужно отправить в зарубежное агентство моделей. И напоследок — советы профессионального фотографа помогут правильно сформировать бук.
Александр Мордерер, фотограф
Выбирая модель для съемки, я доверяю портфолио, в котором есть образцы рекламных работ. Хорошему фотографу не составит труда за один съемочный день отснять модель в нескольких образах. Но буки с тестовыми фотографиями могут привлечь лишь непрофессиональных заказчиков. Профессионалу нужны доказательствами опытности модели. Поэтому не забывайте пополнять портфолио фотографиями с показов, страницами из журналов и рекламными работами. Ваш бук должен представлять вас наиболее выигрышным образом. Если вы работали с новым фотографом, если ваше фото появилось на обложке журнала, если вы стали лицом рекламной кампании — портфолио должно рассказать об этом заказчикам. А если вы поменяли образ: покрасили волосы, изменили прическу, округлили грудь или увеличили губы — нужно дополнить бук новыми фотографиями, потому что вы стали другой.
Мы понимаем, что юным моделям сложно найти необходимую сумму для создания полноценного портфолио. Но стоит отдавать себе отчет, что, не имея достойного портфолио, вы не сможете получать заказы по максимальным ставкам. У вас есть два варианта. Либо обходится одним-двумя снимками и ждать, пока вас заметят, выберут на кастинге и предложат выгодный заграничный контракт — и уж тогда вы сделаете добротный бук. Либо все-таки изыскать средства, сделать профессиональное портфолио и начать работать. Часто один хороший заказ окупает расходы на портфолио.