You are here
Лиза Фонссагривс: малышка на миллион.
Она была первой моделью, получившей приставку "супер". Прекрасной небожительницей. В течении 30-х-40-х-50-х годов XX столетия ее лицо сияло на обложках всех модных журналов: Vogue, Vanity Fair, Harper's Bazaar и многих других. На обложке одного только Vogue она появилась более 200 раз.
Лизу Бернстон, родившуюся в Швеции в 1911 году, родители послали в школу поварского искусства, разумно полагая, что девочка станет домохозяйкой. Но у нее по этому поводу были другие идеи. Лиза уехала в Париж, несколько лет танцевала в мелких балетных труппах, а в 1935 году и вовсе вышла замуж за другого танцора, Фернана Фонссагривса. Казалось бы, ничто не предвещало.
Однажды в лифте, когда Лиза возвращалась домой с урока танцев, какой-то человек попросил её выступить моделью, чтобы продемонстрировать несколько шляп.
— Я ужасно смутилась, но была польщена, — говорила она потом.
Фернан отнес несколько её фотографий в Vogue, и была назначена ещё одна съёмка, на сей раз с Хорстом. Хорст вспоминал, что на той первой съемке она вся дрожала от страха. Но в конце концов Лиза научилась применять в фотостудии свои навыки танцовщицы.
-— Все движения, которые я делала, были взяты из танцев. Я отлично контролировала себя. По сути, то, чем я занималась, и было "неподвижным танцем", — объясняла она.
Хорст рассказывал, что Лиза стала посещать Лувр, изучать статуи и портреты, чтобы научиться сидеть, стоять, правильно держать руки и улыбаться.
В промежутках между работой супруги Фонссагривс путешествовали. У Фернана был простенький фотоаппарат "Брауни", и он снимал, как Лиза танцует, ездит на лыжах, плавает на каное и принимает солнечные ванны нагишом. Когда он повредил спину в результате несчастного случая, Фернан начал рассылать эти фотографии в модные журналы.
— Деньги посыпались со всех сторон, — удивлялся Фонссагривс.
Всем была нужна Лиза. В 1937-м Эрвин Блуменфельд снял ее балансирующей на балке Эйфелевой башни. Жан Мораль сфотографировал её прыгающей с парашютом. Хорст снимал ее в обнаженном виде, а в 1938 году помог её мужу получить работу в модном журнале.
Когда разразилась война, чета переехала в Америку. Фернан стал работать на Town & Country. Лиза подписала контракт с модельным агентством Пауэрса, но популярность ее была так велика, что вскоре она решила работать без агентства.
В 1947 году Vogue попросил Ирвина Пенна сделать групповой портрет двенадцати самых востребованных моделей этого года. Именно тогда он и познакомился с Лизой. Семь из двенадцати моделей проработали недолго после этого снимка, одной из тех, кто оставался в этом бизнесе много лет была Лиза Фонссагривс.
Два года спустя журнал Time выбрал Лизу в качестве героини статьи о развивающемся модельном бизнесе. "Торгуют ли иллюзии холодильниками? " — спрашивал Time в заголовке своей статьи, которая описывала Фонссагривс как "самую высокооплачиваемую и самую уважаемую модель в мире высокой моды". В статье рассказывалось об обычном дне из жизни Лизы, о том, как она на роскошном "студебеккере" гонит на скорости семьдесят миль в час из своего коттеджа в Маттонтауне на Лонг-Айленде. Она получает заказы и отправляется на примерку, к парикмахеру, а потом сразу на два фотосеанса.
— Она подчиняется любому слову фотографа, кажется даже до того, как это слово произнесено, — восторгается Time.
Сказку о жизни Лизы портит только история её брака. Её муж, танцор, переквалифицировавшийся в фотографы, Фернан Фонссагривс, открыл студию на Мэдисон-авеню и некоторое время пользовался большим успехом, переходя из Мogue в Town& Country, а оттуда в Harper's Bazaar. Влиятельная Эйлин Форд говорила, что с радостью подарила бы на Рождество каждому фотографу, который работает с её моделями по одному снимку работы Фонссагривса. "Если они бы они смотрели на эти фотографии постоянно, они бы научились ТАК снимать". Несмотря на столь высокую оценку своего творчества, вскоре коммерческая фотография утратила привлекательность для Фернана.
— Вы ничего не решаете, — говорил он. — Фотографам присылают распоряжения, и они должны быть выполнены в точности.
Когда дочь Фонссагривсов, Миа, заболела ревматизмом во время поездки в Европу в 1950 году, семье пришлось задержаться там на три месяца. Фернан закрыл свою студию.
— Со мной было покончено, и Лиза решила, что её карьере тоже конец, — вспоминает он. — Она запаниковала и потребовала развода. Она считала, что я уже больше никогда не встану на ноги.
Фонссагривс вернулся в Испанию и стал известным скульптором. Лиза вышла замуж за Пенна, который был на шесть лет младше ее, как только вернулась в Америку.
— Она уважала его, а он её любил, — говорит её первый муж. — Паника быстро прошла. Мы остались друзьями. У нас была чудесная дочь, и нам хватило ума не превращать её жизнь в трагедию.
Лиза пробовала и сама заниматься фотографией, но забросила это дело, когда забеременела сыном Томом и превратила темную комнату в детскую.
Она продолжала работать моделью до конца 50х, её карбера была одной из самых долгих за всю историю профессии. Лиза жила вместе с Пенном в доме в центре Лонг-Айленда до самой своей смерти в 1992 году.
— Если бы мне пришлось прожить жизнь заново, я бы ничего не стала менять, — сказала она в одном интервью на закате своих дней.