You are here
Интервью с членом союза дизайнеров Тывы, владелицей агенства "Урянхай" Юлией Хирбээ в газете "центр Азии".
Юлия ХИРБЭЭ. Я всё смогу и всё сумею.
Я всё смогу и всё сумею, все трудности в жизни преодолею", - этот девиз школьница из села самагалтай придумала для себя в пятнадцать лет и с тех пор упорно следует ему. Всё, чего уже успела в свои двадцать восемь лет добиться Юлия Романовна Хирбээ, результат этой простой, но очень важной фразы.
А достичь ей удалось многого: сначала титул дангыны - первой красавицы Тувы, затем гран-при международного конкурса национального костюма и творчества "Хрустальная Корона Юнеско-2015" в Номинации"театр мод", звание "лучший дизайнер Тувы", за которым последовал грант главы республики для поддержки малого бизнеса - швейного цеха "дакиня". В нем рождаются особые наряды для юных воспитанниц модельного агентства "Урянхай".
Своих учениц Юлия учит тому, что твердо усвоила сама: уверенность в себе - залог успеха.
Почувствовать себя богиней.
- Юлия, что означает слово дакиня?
- Богиня - так оно переводится с тибетского языка.
- Очень многообещающее и многообязывающее название. Ваши клиентки действительно получают в швейном цехе "Дакиня" то, в чем чувствуют себя высшими существами?
- Надеюсь на это. По крайней мере, расставание с заказчицами всегда заканчивается позитивом.
Так как швейный цех открылся недавно - в 2014 году - за это время у нас было двадцать клиенток. Большинство из них заказывали наряды для дочек. И только пятеро из них - для себя.
- Помогаете определиться с выбором?
- Обязательно. Например, заказчица приходит с фотографией платья и просит сшить ей точно такое же. А я вижу, что оно не будет сидеть на ней идеально. Поэтому предлагаю свой вариант. И женщины охотно соглашаются.
Недавно поступил интересный заказ на женский деловой костюм с национальным колоритом. На днях закончила его эскиз - это обязательное условие перед пошивом. Думаю, клиентка также останется довольной: учтены и ее пожелания и индивидуальные особенности.
- Во сколько же обходится такой наряд?
- Всё зависит от бюджета заказчика. Лишь в том случае, если не поскупится на качественную ткань и оригинальную фурнитуру, то один костюм будет стоить от десяти до пятнадцати тысяч рублей.
- Довольно дорогое удовольствие получается.
- Для качественной и, самое главное, эксклюзивной вещи - вполне приемлемая цена. Такие вещи всегда дорого стоят. Разве на сшитой именно на вас, подчеркивающей все достоинства и скрывающей недостатки фигуры одежде можно экономить? Убеждена, что в гардеробе каждой любящей себя женщины должен быть хотя бы один сшитый на заказ наряд, в котором она почувствует себя богиней.
Урянхайские принцессы.
- Понятия дизайнер и модельер нередко путают. Я правильно понимаю, что дизайнер придумывает нечто совершенно новое, а модельер работает уже с готовыми решениями, видоизменяя детали под свой стиль?
- Совершенно верно. Дизайнер создает концепцию одежды, придумывает новую форму, новую идею. А модельер занимается разработкой уже придуманного, к примеру, длиной рукава или изделия в целом, формой воротника, декорированием.
- Вы себя к кому из них причисляете?
- К дизайнерам. Но хотя мне и присудили титул "Лучший Дизайнер Тувы", назвать себя состоявшимся мастером не могу. Еще есть чему учиться и куда стремиться.
- Лучшим дизайнером Тувы вы стали в прошлом году, победив в первом республиканском конкурсе дизайнеров, портных, мастеров - изготовителей аксессуаров и дополнений "Арт - Стиль". Итог конкурса стал для вас неожиданностью или закономерностью?
- Честно скажу: на победу не рассчитывала. Вначале даже не собиралась участвовать, так как была на восьмом месяце беременности, которую очень тяжело переносила. Но когда рассказала о конкурсе моим девочкам - моделям, те просто загорелись. Поэтому пришлось в срочном порядке готовиться.
Мы даже не знали, какой призовой фонд будет. Просто шли наудачу. Награждение проходило через несколько дней после самого конкурса, и когда объявили победителя, я просто растерялась. Вышла на сцену, где вручили сертификат, мельком взглянула на него и глазам не поверила: подумала, что получила тридцать тысяч рублей, а оказалось - триста тысяч. Это был грант главы Тувы Шолбана Валерьевича кара - оола, выделенный для поддержки малого бизнеса.
- На конкурс вы представили две коллекции: "Сияние Шелка" и "урянхайские принцессы". Именно принцесс высоко оценили члены жюри. С такой оценкой полностью согласна: костюмы, музыкальное сопровождение, модели - всё было на высшем уровне.
- Спасибо за теплые слова. Эта коллекция была задумана четыре года назад. А посвятила ее памяти любимого человека. Он у меня всегда ассоциировался с древним воином, такой же мужественный и бесстрашный. Во времена Чингисхана мужья, сыновья и братья уходили в дальние походы, а в аймаках оставались только старики, дети и женщины. На их плечи ложилась вся посильная и непосильная работа.
Этой коллекцией хотела показать, что нежный, ранимый и слабый прекрасный пол в нужный момент может стать сильным, выносливым и отважным. Мои модели в этих нарядах предстают перед зрителями как матери, защитницы и царицы.
Необходимая трансформация.
- Центральный костюм вашей коллекции - белое одеяние царицы. Довольно смелое решение, учитывая, что национальные костюмы, в том числе и тувинский, такой короткой длины никогда не имели.
- Не раз приходилось выслушивать замечания по поводу моих дизайнерских решений. Насчет наряда царицы скажу, что он идет в ансамбле с чулками - ботфортами, сшитыми из той же ткани. Поэтому оголенных ног практически не видно.
А насчет трансформации скажу, что тувинская национальная одежда давно стала стилизованной. Исконный костюм тувинцев очень простой, тоны - халаты - различались только по сезонам: зимние, летние, весенне - осенниюлия Хирбээ. Я всё смогу и всё сумеюе, а также по возрастным особенностям. Например, детский тон был очень простым халатом, у девушек он был поскромнее, чем у замужних женщин.
Понятно, что такая несложная одежда не заинтересует нынешних маленьких и больших модниц. Они чего-то яркого и красивого хотят.
Знаю, что противники трансформации костюма к этому непримиримо относятся, доказывая, что ничего изменять нельзя. Поэтому считаю, что тут нужно работать в двух направлениях: сохранить исконную тувинскую одежду и одновременно создавать прекрасные стилизованные костюмы. Необходимо не забывать свою историю, но в то же время не стоять на месте, а развиваться.
- Не станет ли тогда тувинская стилизованная одежда походить на такую же других тюркских народностей?
- Этого не надо бояться, потому что у каждого народа в костюме есть принадлежащие только ему элементы. Например, у бурят шапка похожа на лотос, у монголов в женских национальных костюмах всегда наличествует жилетка.
Наш тувинский стилизованный костюм также надо сделать таким, чтобы у него была своя изюминка. Затем запатентовать бренд, чтобы во всем мире знали, что это тувинская одежда. Вот над этим я и работаю.
От идеи до коллекции.
- Из скольких нарядов состоит одна коллекция?
- Это, как минимум, пять костюмов. Но их может быть и десять, и пятнадцать.
- Много времени уходит на ее подготовку?
- До полугода. Сначала нужна идея. К примеру, в своей новой коллекции хочу подчеркнуть талию. Затем начинаю рисовать эскиз. Вслед за этим определяюсь с материалом и цветовой гаммой. В коллекции всегда должен быть один главный наряд. Поэтому вначале нужно создать именно его. Остальные в одной тематике идут как его дополнение. Когда эскизы созданы, приступаем к кройке и шитью.
У меня есть примета: первый наряд должен шиться только на модель со спокойным и ровным характером. И тогда все пойдет, как по маслу.
Когда создавала первую коллекцию, совершила большую ошибку: все костюмы были пошиты индивидуально на каждую модель. В результате та коллекция повторно уже не использовалась. Потому как модель сегодня есть, а завтра ее нет. И подобрать другую девушку с такими же параметрами невозможно. С тех пор все наряды шьются на одну модель сорок четвертого - сорок шестого размера.
- Сколько метров ткани уходит на один костюм?
- От пяти до пятнадцати метров. В зависимости от того, с подкладом он или без.
Наряд из одной коллекции никогда не повторяется в другой. Он будет отличаться орнаментом или украшениями, в зависимости от того, что я, как дизайнер, хочу передать зрителю. Но материалы, к сожалению, могут повторяться, потому что в Кызыле нет большого выбора. А чтобы выехать за пределы республики, тем более за границу, и купить нужную ткань, честно признаюсь, средств не хватает.
В том случае, если и удается поехать в Монголию или Китай, то покупаю по минимуму. Потому что там цены на качественные материалы такие же высокие, как и в России. Поэтому на создание одной коллекции уходит сто пятьдесят - сто шестьдесят тысяч рублей.
- Через интернет - магазины ткани заказывать не пробовали?
- Нет. Чтобы понять, подходит ли мне материал, должна его потрогать, пощупать, ощутить его структуру. К сожалению, интернет такой возможности не дает.
- Счет коллекциям ведете?
- С 2012 года создала восемь коллекций. Сейчас работаю над очередной. Но чувствую, что она как-то с трудом продвигается. Такого прежде не было.
Научиться любить себя.
- Значит не только поэты и писатели испытывают муки творчества?
- Да, такое и в дизайнерском деле бывает. После того как победили в конкурсе "Арт - Стиль", сразу же хотела приняться за новую коллекцию. Но вот прошло уже полгода, а у меня ничего нет. В голове, конечно, есть мысли, но нарисовать пока ничего не получается. Но это временные трудности, они пройдут. Некоторые зарисовки уже есть и, главное, мне удалось купить нужные ткани.
- Где закупались?
- В Китае, и как раз на средства полученного гранта. Он был выделен на расширение швейной мастерской "Дакиня". Оказалось, что оформление гранта - довольно хлопотное и очень ответственное дело. Нужно быть зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, не иметь долгов по взносам ни в пенсионном фонде, ни в налоговой службе. У меня была небольшая задолженность по страховым взносам, поэтому пришлось срочно ее погашать.
Через шесть месяцев после получения гранта, я должна отчитаться о том, что он использован по назначению, предоставив все финансовые документы. У меня с этим всё в порядке: кроме тканей, приобрела стол для раскроя, стулья, зеркала, две швейные машинки, так что теперь их в цехе четыре. Есть и утюг - прессовка.
Вопрос с оборудованием решен, но теперь другая сложность - с помещением. То небольшое, что арендовала, теперь уже не вмещает и цех, и модельное агентство "Урянхай", которое открыла в 2012 году.
- Модельное агентство - школа холодных красоток?
- Нет, главная моя задача - научить воспитанниц быть уверенными в себе. Потому что уверенность - это залог успеха во всём.
Сейчас так много закомплексованных девочек и девушек. Все их проблемы с неприятием самих себя связаны. В таких случаях есть два выхода: родителям нужно обратиться к психологу или же записать дочку в модельное агентство, где ее научат любить себя.
Двадцать четыре шага к совершенству.
- Юлия, как вы узнаете, закомплексованный ли ребенок пришел к вам или нет?
- Есть правило двадцати четырех шагов. За двадцать четыре секунды девочка должна сделать двадцать четыре шага к зеркалу. Я вижу, что в девяти случаях из десяти, она идет, опустив голову. Это верный признак того, что девочка не уверена в себе.
- Но ведь она пришла в незнакомое место к незнакомому человеку.
- Такое же повторяется и на втором занятии. Уверенная в себе девушка никогда не опустит глаз, смело будет смотреть на свое отражение в зеркале. Потому что она нравится самой себе и ей нечего стыдиться.
Обучая их, даю понять, что они красивы. Говорю: "Если Хочешь Что-то Изменить в Жизни, Сначала Надо Изменить Себя".
- Сколько времени требуется ученице для раскрепощения?
- Как минимум - четыре месяца. Но результат заметен сразу: с первых занятий ученица начинает понимать, как надо двигаться, держать руки, ставить ноги, чтобы произвести на окружающих приятное впечатление.
Я работаю над внешним состоянием, а с внутренним разбираются приглашенные профессиональные психологи из тувинского государственного университета. Они проводят разные тренинги, беседы, тестирования. Выявляют проблему в каждом конкретном случае и искореняют ее.
У нас также есть занятия по хореографии, фитнесу, этикету. Обучаем девочек и девушек красоте, во всех смыслах этого слова: летящая походка, царственная осанка, грамотный макияж, правильный подбор гардероба.
А особенность моих коллекций также в том, что один и тот же костюм, с небольшими отличиями, создается сразу на две модели: девочку и девушку. Этим подчеркиваю, что к красоте нужно приучать с детства.
Они благоухают уже.
- Композитор Михаил Глинка сказал: "Чтобы Красоту Создать, Надо Самому Быть Чистым Душой". А что для вас внешняя и внутренняя красота?
- Отвечу всем известными словами Антона Павловича Чехова: "В Человеке все Должно Быть Прекрасно: и Лицо, и Одежда, и Душа, и Мысли". Иногда из-за невзрачной внешней красоты трудно увидеть внутреннюю красоту человека. Поэтому нужно стремиться к гармонии тела и души.
В этом плане мне очень хорошо работается с девочками от семи и до двенадцати лет. Они свободны, не сдержаны. Всё схватывают на лету. Я сравниваю своих учениц с бутоном цветка, который еще не раскрылся. Но придет время, и он заблагоухает.
И они благоухают уже. С той же коллекцией "Урянхайские Принцессы" мы стали обладателями гран-при международного конкурса национального костюма и творчества "хрустальная корона юнеско-2015" в номинации "театр мод". Он проходил в городе Сочи в январе 2015 года.
- Что это за конкурс?
- Он проводится уже тринадцатый год, что говорит о серьезности и значимости. "Хрустальная Корона" - только первый его этап. Затем идут серебряная, золотая, бриллиантовая короны и, наконец, самая значимая - платиновая.
Мы не думали, что победим. Просто поставили цель достойно представить нашу республику, и это удалось.
- Чем же наградили победителей?
- Нам вручили статуэтку и диплом. Это в Туве мы привыкли получать за победу денежные вознаграждения, а в конкурсах российского, международного масштаба такого нет. Их ценность в другом: там набираешься опыта, завязываешь полезные знакомства.
Лучшие модели могут получить предложения работать с российскими дизайнерами. Моя ученица, десятилетняя Айшет Монгуш, удостоилась похвалы одного из членов жюри - французского модельера. Он сказал, что у нее есть все задатки стать в будущем прекрасной моделью. Главное, чтобы запаслась терпением и продолжала заниматься.
- Кто финансирует поездки на конкурсы?
- Всё держится на энтузиазме родителей. Я им благодарна за то, что поддерживают интерес детей, их мечту.
Дангына должна быть в форме.
- Как начался ваш модельный путь?
- В 2006 году, пройдя кастинг в Кызыле, я вместе с пятью другими девушками стала моделью в ансамбле танца и костюма "Эдегей". Уже через неделю мы в составе многочисленной делегации, представляющей культуру России, поехали на гастроли в Германию, в город Берлин.
Искусству дефиле нас обучал художественный руководитель ансамбля Вячеслав октябрович донгак. После двух лет учебы сама стала преподавать в "Эдегее".
Первую свою коллекцию придумала именно там. Моей наставницей стала супруга Вячеслава октябровича Кима чозаровна донгак. Она заметила, что люблю со вкусом одеваться, и предложила нарисовать несколько эскизов. Потом мы их Вячеславу донгаку показали. Он тогда мне объяснил, что каждый костюм должен быть со смыслом, отражать какую-то идею. Люди должны понимать, зачем и о чем этот наряд, перед их глазами должна появиться картина. Вячеслав октябрович выбрал лучшие эскизы, на основе которых и создала свою первую коллекцию. После шести лет работы в ансамбле "Эдегей" поняла, что мне нужно двигаться дальше. Поэтому в 2012 году и открыла свое модельное агентство "Урянхай". Юлия манчин - оол, газета "Центр Азии".
Смотрите ещё о фото модельное агентство http://modelnyeagentstva.com/novosti-modelnyh-agentstv/foto-modelnoe-age...