You are here
Фотограф Олег Оприско. Я родился в маленьком городе на западе Украины, во Львове.
ился в Университете Культуры и Искусства на факультете «Компьютерная анимация». Это обычная пустая корочка, потому что в 2005 году всё равно всё обучение базировалось на прикладных программах 90-х годов. В 16 лет я искал работу и волей случая попал в фотолабораторию. Меня взяли на должность «дизайнера». Это громко звучит, но на самом деле моей задачей было фотографировать людей на документы, ретушировать эти портреты и печатать на маленьком струйном принтере. Иногда мне доверяли отретушировать плёнку. Вот так в 16-17 лет я начал узнавать, что такое плёнка, как происходит весь процесс, в чём вся магия.
Со временем я стал оператором лаборатории. Оператор – это человек, который пропускает через глаза абсолютно все цифровые снимки, которые печатает фотолаб. Каждый день перед моими глазами проходило 10-15 тысяч фотографий. Видимо, тогда и стало появляться понимание того, какие фотографии больше нравятся людям, информация, которую использую и сейчас. Появился первый фотоаппарат, Nikon D50, и первые попытки фотографировать знакомых и друзей.
Примерно тогда же я поехал на первый семинар, который устраивали очень популярные в те времена в Украине Тарас и Елена Шеренговские. Собственно, это скорее была фототусовка, чем семинар, потому что вокруг одной модели стояли два фотографа и расстреливали её в течение 2 часов, а потом делились впечатлениями. Но для новичка это был, конечно, серьёзный level up. И я попросил Тасара Шеренговского о сотрудничестве. Ребята согласились, увидев, что я готов делать абсолютно любую работу.
Так я переехал в Киев. Это на самом деле очень сложный процесс в Украине, не имеющий ничего общего с переездом, например, из Волгограда в Москву. Переезд из Львова в Киев – это, во-первых, абсолютно другой язык. Надо понимать, что Львов - это такой оплот украинской идеи, языка, соответственно, первые слова по-русски я сказал почти в 19 лет. Во-вторых, это совсем другое окружение, другой ритм жизни. Мне очень повезло, что Лена и Тарас были рядом. Мы активно работали, снимали дешёвую рекламу, были какие-то съёмки для модельных агентств.
Больше полугода я работал в режиме фотографа по заказу, который приезжал на место съёмки, получал техническое задание, и выполнял все ровно так, как хотел заказчик. Через полгода эта работа начала напоминать работу сантехника, места для творчества в ней не было совершенно. Я решил взять большую паузу, и примерно месяц совершенно ничего не делал. Начал анализировать, что я делаю не так, что мне не нравится в моих фотографиях. Как-то нашёл у себя на полке подаренный мне когда-то Киев-6С. И вот тогда в качестве эксперимента была моя первая съёмка на плёночный средний формат, которая всё и поменяла.
Для меня идеальная ситуация, когда за одну съёмку делается 12 кадров. Я очень тщательно подхожу именно к подготовке. Ещё до съёмки я чётко знаю, как кадр будет выглядеть. Кстати говоря, рекомендую всем, кто начинает заниматься фотографией, особенно постановочной фотографией, в первую очередь уделять больше времени на подготовку. Потому что все бесконечные фотопрогулки, фотосъёмки знакомых – это вещи, способные интересовать только людей, которые запечатлены на фотографии. А нужно ставить перед собой задачу создать что-то такое, что будет интересно более широкому кругу зрителей.