You are here
Евлалия кадмина: "Горестная Легенда Харьковской Сцены".
Будущая знаменитая оперная певица и драматическая актриса Евлалия кадмина родилась в Калуге в семье калужского купца Павла Максимовича кадмина и цыганки Анны Николаевны. В XIX веке подобные союзы считались крайне необычными и практически невозможными. Ходили слухи, что Павел кадмин выкрал свою будущую жену из табора. Увидел, потерял голову и решился на смешение крови. Евлалия младшей из трех сестер была. С раннего детства у неё стал проявляться буйный, очень гордый и независимый характер.
Евлалия росла замкнутым, одиноким ребёнком, который не сходился совершенно ни с кем, даже с родными сестрами. Она рано научилась читать и проводила все свободное время за книгами. Отец выделял её на фоне других детей, и в 12 лет устроил Евлалию в престижное учебное заведение - московский елизаветинский институт.
Институт славился своей строгой и жесткой дисциплиной и высоким уровнем образования. Для того чтобы юных воспитанниц ничего не отвлекало от обучения, все окна заведения были густо замазаны мелом, так что выглянуть на улицу не было никакой возможности. Выходя из стен елизаветинского института, девушки, как правило, становились гувернантками. Все отмечали, что это были "Самые Дикие Гувернантки", так как присутствие мужчины за столом приводило девушек в страшное смущение. Девушки были крайне неприспособлены к жизни. Выпускнице кадминой уже подыскивали рабочее место, как произошла одна встреча, резко изменившая все.
Юные воспитанницы часто концерты для гостей давали. Обладая замечательным голосом, Евлалия часто принимала в них участие. В 1870 году такой самодеятельный утренник посетил Николай Григорьевич Рубинштейн. Пораженный пением Евлалии, он убедил её непременно посвятить себя музыке и стать певицей.
Николай рубинштейн принял самое активное участие в судьбе начинающей певицы. Несмотря на то, что после смерти отца в том же 1870 году, семья кадминой осталась без средств, он помог девушке не только стать студенткой московской консерватории по классу пения, но ещё и получать стипендию.
В числе учителей кадминой были такие заслуженные деятели искусства как, Александра Александрова - Кочетова, Иван Самарин и Петр Ильич Чайковский. Впоследствии, очарованный "Бархатным Богатым Меццо-сопрано" кадминой, Чайковский написал специально для неё музыку к весенней сказке а. Н. Островского "снегурочка" и посвятил ей свой романс "страшная минута".
В восемнадцать лет состоялся её сценический дебют. Николай Рубинштейн пригласил начинающую кадмину на роль Орфея в опере Глюка "Орфей и Эвридика". Присутствовавшие в зрительном зале Пётр Ильич Чайковский и Николай Кашкин в один голос отмечали: "сценическая игра и пение кадминой выдают в ней вполне состоявшуюся актрису. Она обладает необычайным, выдающимся талантом драматической актрисы и внутренним чувством прекрасного на сцене. И в дополнении ко всему она привлекательна необычайно".
После окончания консерватории с серебряной медалью в 1873 году кадмина получает приглашение попробовать себя на сцене большого театра. Её первое профессиональное выступление состоялось 30 апреля (12 мая) 1873 года в опере М. Глинки "Жизнь за Царя". Исполнение роли Вани было оценено по достоинству. "Бархатное Богатое Меццо-сопрано", - таковы были отзывы придирчивых критиков.
А дальше были боярыня Морозова в "Опричнике" Чайковского, княгиня в "русалке" а. даргомыжского, Рогнеда в одноимённой опере а. Серова и ещё много других ролей. Только вот удовлетворения почему-то не было, Евлалия Павловна хотела чего-то большего, она чувствовала, что сцена большого театра не дает ей возможности проявить свой талант во всей полноте.
Уже тогда в эти юные годы в ней проявлялись нервные расстройства и все скверные черты примы, которые можно представить: она скандалила, впадала в истерики, очень внимательно следила за тем, что о ней пишут в прессе и возмущалась, в случае малейшего критического замечания во время репетиции, могла накричать на режиссера или на статистов. Она сама понимала несносность своего характера, и в одной из официальных бумаг даже подписалась "Сумасшедшая Евлалия". Где бы она ни работала, кадмина ни с кем не могла ужиться.
В 1875 году кадмина решает не продлять контракт с большим театром и принимает приглашение работать в мариинском театре в Санкт-петербурге. Её исполнением роли боярыни Морозовой в "Опричинике" и Ратмира в опере "Руслан и Людмила" первоначально восхищались. Однако вскоре стали звучать и кртические отзывы о её пении, все чаще ей ставили в упрёк, что её голос недостаточно силён для сцены мариинского театра.
В феврале 1876 года кадмина неожиданно для всех уходит из императорского театра и возвращается в Москву, где появляется в нескольких постановках большого театра, а затем инкогнито уезжает в Италию.
Она проводит в Италии два года (с весны 1876 по осень 1878), совершенствуя технику пения. Именно там она пробует петь роли сопрано. Изначально это естественно льстит её самолюбию, но в будущем будет иметь самые тяжёлые последствия.
Кадмина поёт в Неаполе, Турине, Флоренции и даже в Милане, и всюду ей неизменно сопутствует оглушительный успех. Яркая магическая внешность актрисы из россии обращает на себя внимание. Один из соотечественников, увидевший кадмину в Италии, писал: "За Русской Красавицей, Которая Чернее и Огненнее Итальянок, Бегают Восхищённые Взоры". Однако после выступлений кадмина все чаще себя одинокой чувствует. Будучи в Милане, она сильно заболевает. Приглашенный к ней молодой врач Эрнесто фалькони, страстно влюбляется в кадмину. Она отвечает ему взаимностью, и вскоре молодые люди женятся.
В 1878 году кадмина принимает приглашение работать в Киеве. Она переезжает туда с мужем, и вскоре с большим успехом поёт на сцене киевского театра. На премьере оперы "Аида" занавес поднимали пятнадцать раз. Затем была успешная партия Маргариты в "Фаусте" Ш. Гуно, потом были "гугеноты" мейербера и "русалка". Она пробует себя и в драматическом театре, с успехом сыграв в "Грозе" а. Н. Островского.
В тот период Евлалии сопутствует невероятный успех, толпы поклонников караулят ее у театра, заваливают цветами и бриллиантами, студенты впрягаются в экипаж и на себе везут прославленную актрису до самого дома. Сила ее таланта потрясает, завораживает современников. Кажется, она не играет - полностью перевоплощается в своих героинь, живет их жизнью. Ее боготворят. Ненавидят. Сходят по ней с ума. Ей поклоняются.
Из воспоминаний современника кадминой: "стоит только поймать гипнотический, бездонный взгляд этой женщины, как по телу словно пробегает разряд молнии, голова идет кругом, а сердце начинает бешено колотится. В этой молодой нервной женщине таится некий неодолимый магнетизм, некая мистическая притягательность. На ней словно лежит печать рока. В ней всего через край - страсти, надрыва, гордыни, соблазна. Она - вихрь и пламень. Она - идол, предмет обожания. В ней смешались дар божий и проклятие дьявола.
Зимой, в мороз, кадмина могла прямо во время спектакля сесть в сани в костюме египетской царицы и умчаться домой. Заставить антрепренера валяться в ногах, умолять ее вернуться. Она колотила зонтиком режиссеров и закатывала истерики композиторам. Пресса скандал за скандалом смаковала. "Сумасшедшая Евлалия опять спектакль сорвала! " Сама природа причислила кадмину к тем, ради кого мужчины шли на самые страшные преступления. Этой актрисе не надо было гримироваться, от ее облика веяло чем-то мистическим. Чехов говорил: "такие бешеные женщины творят себе погибель собственными руками, но без них ни в литературе, ни на сцене нет ни художника, ни настоящей героини. Но у характера Евлалии кадминой была и другая сторона. Вот как вспоминает о ней один из сыновей семьи алчевских, близких друзей актрисы: "каждый день она днем приходит к нам. Ласкает нас, детей. Молчалива, печальна. Глаза задумчивы под длинными черными ресницами. Глаза с поволокой. Говорит своим низким голосом медленно. Никогда не шутит. Никаких разговоров о театральных дрязгах, никакой мишуры. Она уже на сцене владычица, кумир, - а как скромно ее гладкое черное платье, облегающее плотно ее классическую красивую фигуру, как деликатны манеры. Весь наш дом ее …" обожает.
Несмотря на оглушительный успех в Киеве, у кадминой была конкурентка - обладательница прекрасного голоса Эмилия павловская. Её поклонники не принимали кадмину, демонстративно её освистывали, подкупали прессу. В такой напряжённой обстановке, Евлалии было тяжело работать. В семейной жизни тоже начался разлад. Эрнесто Фальконе безумно ревновал жену, всё чаще возникали скандалы. В конечном итоге, Фальконе, заметив что кадмина флиртует с одним из поклонников, жестоко избил Евлалию. После этого кадмина обратилась за помощью к влюбленному в нее репортеру и он увез ее на дачу, где она несколько дней жила с ним, а обезумевший от горя Фальконе тем временем уехал в Италию. После этого случая кадмина принимает решение уехать в Харьков.
В 1880 году она уезжает в харьковский оперный театр, где остается работать, но пропоет она там недолго, всего один сезон. Из-за увлечения партиями сопрано, певица начинает стремительно терять голос. Оперу пришлось оставить и перейти в драматический театр.
Её дебютной ролью в качестве драматической актрисы стала роль Офелии в постановке "Гамлет" в декабре 1880 года. Игра кадминой была очень благосклонно принята критиками. В следующем 1881 году она сыграла более двадцати ролей, включая пьесы а. Островского и и. шпажинского. Всюду ей сопутствует успех, публика её любит, дежурит около дверей театра, однако все чаще на актрису начинают накатывать тоска и меланхолия. Кадминой вместе с талантом достался тот склад души, который, как говорят, и врагу не пожелаешь. Она утраивала, удесятеряла страхи, уверяла себя что сегодняшние огорчение завтра непременно обернется полной катастрофой, что смутные предчувствия ее не обманывают, что она никому не нужна и жизнь ее никчемна, что никто не вспомнит о ней если она и вовсе исчезнет.
В 1881 году кадмина страстно влюбляется в офицера. Роман. Её избранник, происходивший из обедневшего дворянского рода, тоже влюблен в Евлалию, но финансовое положение подталкивает его к решению жениться и вскоре он подыскивает себе выгодную партию. Пытаясь уйти от душевных мук, кадмина с головой окунается в работу.
Однако 4 (16) ноября 1881 года офицер приходит вместе со своей невестой на спектакль, где играла кадмина. В тот день она исполняла главную роль в пьесе а. Островского "Василиса Мелентьевна". Внезапно в зрительном зале, она увидела в ложе любимого с невестой. В антракте кадмина нашла в уборной коробок спичек, отломила фосфорные головки, залила их чаем и выпила эту смесь.
Прозвенел звонок, актриса вышла на сцену и даже начала играть, но к ужасу первых рядов, вдруг смертельно побледнела и упала без сознания. Занавес закрыли, спектакль, конечно, прекратили. Доктора доктора ничего не смогли сделать. актриса через шесть дней в страшных муках умерла. только исполнилось 28 лет.
Из письма Чайковского в ноябре 1881 года: "о смерти кадминой я узнал уже в Киеве из газет. Скажу вам, что это известие меня страшно огорчило, ибо жаль талантливой, красивой, молодой женщины, но удивлен я не был. Я хорошо знал эту странную, беспокойную, болезненно самолюбивую натуру, и мне всегда казалось, что она добром не кончит".
Похороны Евлалии кадминой состоялись 13 ноября. За серебряным гробом следовала многочисленная толпа, пришедшая проводить знаменитую актрису в последний путь. Отряды полиции сопровождали толпу, как объясняли, для предупреждения убийства того самого офицера. Через девять дней после смерти на ее могиле на харьковском кладбище появилась икона богоматери, лицо которой было как две капли воды похоже на Евлалию кадмину. Икону убирали, но она появлялась вновь и вновь ….
Современники вспоминали о кадминой как о "Комете Дивной Красоты" (Анатолий Луначарский) и "горестной легенде харьковской сцены" (Александр лейбфрейд. Самоубийство актрисы на сцене так же вызвало целую волну откликов в русской литературе, в прозаической и драматической форме, среди прочего ей посвящены: повесть Ивана Тургенева "После Смерти" ("Клара милич") 1882 г, первый напечатанный рассказ Александра Куприна "последний дебют" (1889), рассказ Николая Лескова "театральный характер" 1884, пьеса а. с. суворина "Татьяна Репина", поставлена 16 января 1889 в малом театре, в главной роли М. Н. Ермолова; продолжение этой пьесы под тем же названием написал а. П. чехов в 1889 году.