You are here
Часть -2. -.
Предисловие.
Прежде всего, о понятии модели. Для фотографа модель это всего лишь объект, который он фотографирует. Если он делает кадр с кошкой, то кошка в данный момент является его моделью, если луковицу, то луковица, если в кадр по стечению обстоятельств попали вы, то вы - модель.
Сразу оговорюсь, что люди часто путают фэшн-моделей (манекенщиц, от английского "fashion" - мода) и фотомоделей, и, хотя одна и та же девушка может преуспеть в обоих жанрах, обычно требования к разным видам моделей совершенно различны. Фэшн-модель это весьма продолговатое существо без сильно выступающих частей, которое удобно обмотать тканью и которое умеет мотаться по подиуму туда-сюда.
Я прошу простить мне мой пренебрежительный тон, я сознаю, что любая хорошо выполняемая работа отнимает много сил и требует старания и ответственности, но, насколько мне известно, от кутюр в нашей некогда великой стране существует в каком-то то ли ещё зародышевом, то ли уже загнивающем виде.
Кутюрье раз-два и обчёлся, показов не больше, девушек, желающих пройтись по подиуму хотя бы раз, многократно больше, чем платьев, которые модельеры могут для этого предоставить, и для того, чтобы обеспечить потребности модельеров по всей России, вполне хватит нескольких десятков, ну, максимум сотен моделей. А в базе данных только одного агентства этих моделей несколько тысяч.
Поэтому, если вы надеетесь, что у вас впереди карьера манекенщицы, то, скорее всего, это не так. Во всяком случае, в России вам ничто не светит. При таком избытке предложения цены на услуги снижаются в прямом смысле до нуля. Если вы придёте на показ мод и спросите у девушек, сколько они получают за участие в этом показе, то, по большей части, услышите обескураживающие ответы, что либо эта конкретная девушка - модель и родственница модельера, либо модельное агентство сказало, что надо поработать бесплатно, просто использовать возможность "засветиться" на подиуме, либо, в лучшем случае, девушка получит 10 долларов. При этом следует учитывать, что показ предваряется несколькими репетициями. Так что оплата самая скромная.
Те модели, которых вы видите по телевизору, эквивалентны чемпионам мира в спорте. Вы можете стать спортсменкой, но до чемпионки вряд ли дорастёте.
При этом модельные агентства всячески продвигают в своей рекламе именно эту позицию. Позже я объясню, почему они так делают, а пока просто запомните этот факт, как временно необъяснимый.
Но далее речь пойдёт в основном о фотомодели. Фотомодель, в отличие от фэшн-модели, это такая девушка, которая, будучи фотографируемой с разных ракурсов, получается удачно. Фотогеничная, одним словом. Вам, безусловно, знакомо это слово, и вы, наверное, знаете, что к красоте, привлекательности и так далее, это понятие имеет только косвенное отношение. Некоторые ваши подружки, очень симпатичные, отвратительно получаются на фотографиях, а другие, вполне средних параметров, выходят гораздо лучше.
Интересно, что, поскольку разные фотографы имеют разные любимые ракурсы, схемы расстановки света и сюжеты, то разные модели могу быть в разной степени пригодны для работы с разными фотографами. Одна и та же девушка может быть забракована одним фотографом, и одновременно стать любимой моделью для другого.
Правду говорят, что хороший фотограф может сделать конфетку из любой, даже совсем невыгодной модели, но тот фотограф, который это действительно может, вряд ли заинтересуется этим процессом, разве что не он платит вам за съёмку, а вы ему. Да, действительно, можно "не поворачиваться тем боком", можно "это замазать", можно "поправить в фотошопе", можно "отрезать кадр выше" или "осветить с другой стороны", а то и "загородить чем-нибудь". Однако чем больше таких ограничений, тем фотографу труднее работать, тем меньше естественности в снимке, и тем меньше шансов получить качественный кадр и тем меньше ему резона работать именно с этой моделью.
Поэтому фотомоделью считается та девушка, над которой нужно меньше стараться, чтобы съёмка удалась. Чем меньше у неё неудобных особенностей, тем лучше она как модель. Рост и вес, так важные для фэшн-модели, для фотомодели имеют гораздо меньшее значение. У меня как-то была модель 142 сантиметра ростом и 35 килограмм весом. В силу того, что она была сложена вполне пропорционально, на фотографии не была заметна её миниатюрность, и кадры получились очень даже. Но, правда, если при небольшом росте у девушки крупное лицо, то моделью ей быть сложнее.
В принципе, если работа фотомоделью не грозит вам, как основное занятие, то природной фотогеничностью можно и ограничиться, работая с тем мастером, которого вы устраиваете. Но если вы собираетесь потратить на модельный бизнес некоторую часть своей жизни и, по возможности, получать за эту деятельность материальную компенсацию, то имеет смысл приложить усилия к увеличению своей фотогеничности. Это вполне реально и довольно много места в книге я намерен посвятить именно секретам фотогеничности.
Сразу хочу предупредить, что, несмотря на ту лёгкость, которую вы видите в позах и лицах фотомоделей, это тяжёлая работа, и даже более того, сама жизнь модели оказывается подчинённой работе, и, по чести, я предпочел бы рубить дрова, чем быть профессиональной фотомоделью.
" - Что рубить дрова, - подхватил словоохотливый кот, - я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете. " (c) М. Булгаков, "Мастер и Маргарита"
Вы не можете знать, в какой день вас пригласят на съёмку, и поэтому вам приходится быть готовой к ней постоянно. То есть постоянно следить за своей внешностью и работоспособностью. Те элементарные советы, которые я намерен дать, иногда не очень легко выполнимы, но каждый выполненный совет - дополнительная ступенька к успеху. Заметьте, что я не касаюсь тонкостей, это просто то, что на что обращают внимание фотограф и заказчик.
Уход за собой.
Кожа
Само собой, кожа должна быть в порядке. Конечно, фотограф, особенно вооружённый современными компьютерными методами обработки изображений, может многое исправить, в частности качество кожи в некоторых местах, но, как я говорил, чем меньше ему придётся исправлять, тем лучше.
Кожа это орган, распределённый по всей поверхности тела, и, как любой орган, отражает состояние здоровья всего организма.
Простейшие приёмы ухода за кожей вам квалифицированно объяснят в любом косметическом салоне, но есть вещи, которых вам там не скажут, потому что привыкли работать с тем, с чем к ним приходят. Фотограф же может и отказаться, так что есть кое-что, что имеет смысл учитывать, помимо косметических приёмов.
Как я сказал, кожа это орган. И, как всякий орган, чутко отзывается на то, что вы едите. Как ни странно, многие сложности с кожей могут быть исправлены не только при помощи правильного выбора средств для ухода за кожей, но и при помощи правильного питания.
Загар
Да, загар это, в общем, красиво, и удобно фотографу хотя бы потому, что скрывает мелкие, да и не только мелкие подкожные сосуды. Но есть такая болезнь моделей, "осенняя белопопость". Происходит она от того, что девушки, как водится, загорают в купальниках, и их загорелое тело оказывается перетянуто двумя белыми полосками.
Модель в этом случае выглядит не обнажённой, а раздетой, так как эти полоски всё время напоминают о том, что она сняла одежду. Но беда даже не столько в этом. Разницу в цвете приходится учитывать не только в сюжете (скажем, античный сюжет потребует выставить такую модель за дверь и позвать другую, с более равномерным загаром) , не только в композиции (а любое изменение фактуры требует учёта в построении кадра) , но даже и в экспонометрии.
При особенно контрастных полосках незагорелой кожи очень легко промахнуться мимо правильной выдержки или диафрагмы, особенно при неравномерном контрастном свете. Цифровые камеры в силу более узкого динамического диапазона ещё более увеличивают вероятность такой ошибки. Так что есть примерно четыре варианта: не загорать, загорать на натуристских, "голых" пляжах, пользоваться солярием, пользоваться дорогими купальниками, гарантированно пропускающими достаточно ультрафиолета.
Вы можете вспомнить про тональный крем, но на моей памяти ни разу не было удачного случая замазывания незагорелых частей. Загар, понимаете, неравномерен, а тоналка даёт одноцветное пятно, которое на кадре смотрится ужасно.
Даже если вы не планируете обнажённых съёмок, полезно иметь в виду, что вас могут попросить показать хотя бы спину, и что будет очень трудно и обидно отказаться, если вы получите предложение от всемирно известного мастера, Дэвида Хэмилтона, скажем, или Гленна Холланда, или Рона Оливера. Мало ли что бывает в жизни.
Волосы на теле
Вполне естественно, что на теле у человека растут волосы. В разных культурах и в разные времена к этому относились по-разному. В наше культуре и в наше время волосатые ноги не в моде, и телевидение постоянно рекламирует разнообразные небывало эффективные средства их удаления. Из опыта фотографа могу сказать, что самый неудачный из этих способов - бритьё.
Возможные порезы, раздражение, просвечивающие сквозь кожу при крупных планах подкожные части волоса, перерождение волос в щетину. Следует выбирать способы, разрушающие или удаляющие корни волос. Выбирать способы, которые дают по прошествии времени не отрастающую щетинку, а малозаметные пушковые волосы.
Поговорите с подругами, посмотрите на их ноги, не забывайте, что люди всё же все разные, и оволосение у всех тоже разное, попробуйте несколько способов и выберите самый подходящий для вас.
Интимная прическа
Если вы планируете обнажённые съёмки, хотя бы теоретически, то об интимной причёске следует задуматься задолго до этого. Волосы в генитальной области гуще и жёстче, а кожа нежнее, чем на ногах, и неудачный способ эпиляции, выбранный случайным образом накануне съёмки может просто эту съёмку испортить. Если вы привыкли к бритью, то лучше это сделать непосредственно перед съёмкой, обычно в студии найдётся, где этим заняться. Либо наоборот, если у вас не очень тёмные и быстрорастущие волосы, и если не предусмотрено крупных планов, то можно удалить лишние волосы дня за два заранее, чтобы раздражение, если оно случится, успело пройти.
Форма причёски в общем умеренно важна, если нет специальных требований фотографа. В теории она должна наличествовать, так как тёмное пятнышко между бёдер - эрогенный маркер, причём сильный. Настолько сильный, что я уже несколько лет почти всерьёз предлагаю знакомым девушкам нацепить на молнию светлых брюк кусочек меха и так пройтись по улице. И, представьте себе, никто пока не осмелился на эту шутку.
При безупречном генитальном телосложении или по требованию фотографа можно остричься налысо, благо короткие волосы вырастают достаточно быстро, но обычно причёску составляет полоска шириной два пальца, ограниченная на палец ниже естественной границы волос. Если ваши большие половые губы смыкаются, то желательно освободить от волос и их, если нет, то лучше не надо. Длинна волоса должна быть примерно 1-1, 5 см. Обязательно нужно обработать все границы роста волос в промежности, чтобы они были аккуратными. Даже если ваша договорённость с фотографом не предусматривает крупных планов и откровенных поз, некоторые ракурсы и контровой свет могут сыграть с вами злую шутку, если вы будете недостаточно тщательны.
Вообще интимные причёски могут быть довольно разнообразны, но это уже несколько выходит за рамки как нужд фотографа, так и моей компетенции. Общее и обычное требование - интимная причёска должна быть, и она должна быть аккуратной.
Татуировки и пирсинг
И то и другое для модели считается дефектами кожи. Мне могут возразить: "Но ведь это же даже красиво! ". Мне это не кажется красивым, не буду спорить. Возможно, даже можно встроить татуировку в композицию и сделать интересный кадр. Но второй кадр с той же самой татуировкой никому не нужен. Кроме того, съёмки часто делаются с расчётом на долгую жизнь результата. А немодные татуировка или украшение интересны только антропологам.
Родинки это, конечно же, тоже дефект кожи. Если вы планируете постоянную работу в качестве фотомодели, то от родинок вам придётся избавляться.
Недопустимые дефекты.
Как я уже сказал, многое можно исправить после съёмки, на готовом кадре. Легко убрать родинку или прыщик со спины, со лба или щеки. Есть вещи, которые исправить трудно. Трудно исправлять дефекты кожи на мелких частях тела, на пальцах, особенно на пальцах ног, на носу, плохо поддаются ретуши потёртости на пятках (так что профессиональной модели придётся носить только удобную обувь. Лучше лишний час посидеть в магазине, примеряя разные туфли, чем испортить себе карьеру или хотя бы испортить фотографу съёмку. Также плохо поддаются корректировке дефекты на естественных складках тела - в локтевом или подколенном сгибе, на контрастно освещённых поверхностях с уникальным рельефом - на шее, на коленях, на ключицах и пупке. Плохо исправляются синяки и длинные царапины. Хотя, конечно, я не предполагаю, что какая-нибудь модель приобретёт подобные следы намеренно. Я знавал одну юную модель, твёрдо усвоившую, что ей падать нельзя, и имевшую идеальную кожу.
Обо всех ваших особенностях необходимо предупредить фотографа заранее, когда вы будете договариваться о съёмке.
Волосы
Волосы - богатство модели. Длинные волосы можно забрать в пучок или узел, короткие же нельзя сделать длинными. Длинные волосы прекрасно смотрятся почти в любом ракурсе, ими можно замаскировать особенности телосложения, добавить нужную тень, исправить композицию; с короткими этого сделать нельзя.
Сейчас многие девушки красят волосы во что попало, в красный, лиловый и другие ненатуральные цвета. Быть может, на улице это смотрится эффектно, но на фотографии яркий цвет сразу ограничивает возможности фотохудожника. "Выпирающее" цветовое пятно требует внимания, композицию приходится строить на его основе, а не на основе фантазии фотографа. Это неудобно.
Даже окрашивание волос в какой-нибудь близкий к натуральному цвет приводит к сложностям. Естественная окраска волос неравномерна, один волос темнее, другой светлее, это приводит к более выраженному объёму на фотографии. Крашеные же волосы такого объёма не имеют. Мелирование отчасти спасает, но не на сто процентов, текстура получается крупной, грубой, в общем, не то.
Хуже всего, если осветлённые волосы не прокрашены в корнях. Тёмная макушка на фотографии просто зияет, и никаким образом исправить это невозможно. Свет нельзя направить, потому что будет пересвечена прокрашенная часть темени, компьютерной обработкой нельзя осветлить пятно, потому что очень трудно попасть точно в цвет. В общем, модель с крашеными волосами это всегда хуже, чем первый сорт. Если уж вы считаете, что волосы вам необходимо красить, то, по крайне мере, приведите их в порядок перед съёмкой. Если вы краситесь в светлый, то подумайте, не будет ли лучше не краситься, а осветляться, при этом текстура теряется в меньшей степени.
Если же волосы у вас длинные, то приготовьтесь к тому, что фотограф будет их использовать. Захватите с собой расчёску, резинки для волос, лак или гель, если вы ими пользуетесь, заколки и ленты. Волосы всегда дают много возможностей и часто будят фантазию мастера.
Недобросовестные заказчики могут предложить вам остричь волосы, никогда этого не делайте. Остричь недолго, а отрастить очень сложно. Я довольно мало знаю случаев, когда раз остриженные длинные волосы удавалось вырастить до той же длины и качества. Даже если вам это удастся, то в течение нескольких лет, пока они будут расти, у вас будет меньше шансов с фотографами, которым нравятся длинные волосы. А таких большинство.
Ногти и кольца
Имейте в виду, что разные фотографы имеют разные вкусы, или разные требования заказчиков к формату. В одном случае могут потребоваться длинные и яркие ногти, в другом - короткие, покрытые бесцветным лаком. Обязательно уточните, что требуется фотографу, и возьмите с собой всё, чтобы можно было поменять лак.
Мне лично кажется, что проще ногти иметь короткими и по необходимости наклеивать, или, как говорят, наращивать (в продаже имеется масса вариантов) , чем мучаться вопросом, остригать их по требованию фотографа или нет.
Тесные кольца имеют обыкновение оставлять следы. Если вы долго носите такое кольцо, то на пальце у вас может образоваться желобок. Следует либо не носить его, либо отнести в мастерскую растянуть, потому что такой желобок может оказаться серьёзным препятствием для хорошег