You are here
Верушка фон лендорф.
Для большинства людей такие имена, как Сальвадор дали, Хельмут ньютон и Микеланджело Антониони, сродни великой истории, прикоснуться к которой можно лишь через их творчество. Но Вера Готлиб Анна фон лендорф, известная всему миру как Верушка, не просто знала этих людей - вместе с ними она создавала эпоху, о которой теперь снимают фильмы и пишут книги.
Дочь немецкого графа, участвовавшего в заговоре против Гитлера и казненного в 1944-м году, она прошла путь от концлагеря до мировой славы. Верушка была одной из первых моделей, чье имя запомнили, а ее саму научились отделять от толпы длинноногих манекенщиц. В 1970-х она оставила мир моды, полностью посвятив себя искусству.
Кенигсберг, перекрещенный в благонадежный Калининград, достался тогда еще советской России после второй мировой войны по решению потсдамской конференции - со всеми своими старинными кирхами, руинами королевского замка и могилой Иммануила Канта.
Среди уроженцев города с двумя именами вспоминают сначала этого философа, затем - Вагнера и Гофмана, а еще - барона мюнхгаузена, и в самых редких случаях - девушку с русским именем Верушка.
Она родилась 14 мая 1939 года в Кенигсберге, и ее назвали цветисто - Vera Gottliebe Anna von Lehndorff, как и положено настоящей графине. История детских лишений Одри Хепберн известна широко, в то время как эта часть биографии Верушки довольно лаконична. По сути, до 1944 года жизнь наследной графини была размеренной и спокойной: родовое поместье штайнорт, высокая репутация отца, его положение в нацистских властных структурах - идеальная картинка в духе геббельсовского агитпропа о безупречной и образцовой семье рейха.
В 1944-м лояльность семьи фон лендорф фашистскому режиму оказалась фикцией, мыльным пузырем. Еще в 1941-м Хайнрих фон лендорф, увидев расовую политику фюрера в действии, принял важное и опасное для себя и семьи решение. Провал так называемого "Заговора Генералов" и неудачное покушение на Гитлера изменили благостную пасторальную жизнь фон лендорфов: отец веры Хайнрих фон лендорф как активный участник заговора был казнен. Верушка по какой-то причине считала себя виноватой в смерти отца и долгое время страдала от депрессий на этой почве. Графиню фон лендорф после казни отца арестовали, всю семью объявили государственными преступниками, а Верушку и ее сестер отправили в концлагерь, где детям поменяли фамилии.
Что случилось с восточной Пруссией после потсдамской конференции, объяснять не надо. Семье фон лендорф, конечно, больше ничего не угрожало, но дома они лишились. Вера за время учебы сменила 13 гимназий, и этот период ее жизни освещается крайне мало: общие слова "Скитания" и "лишения", и , внимание, только в одном из интервью Верушка вспоминает, что в это время она часто пряталась от всех в лесу - просто потому, что была все время напугана и ни с кем не хотела говорить. На этом вмешательство безжалостной машины истории в судьбу девушки заканчивается, и начинается новый этап - где творит историю она сама.
Вера изучала искусство в Гамбурге и планировала стать художницей - и именно там знакомая дама предложила ей сделать несколько фото для журнала Constanze. Верушка впервые появилась на обложке - первый, но пока еще малозначимый шажок. Затем переехала во Флоренцию - там все и началось. В 1959 году она прямо на улице познакомилась с фотографом Уго мюласом, и именно он считается тем, кто открыл в ней способности модели и разглядел фантастическое будущее.
А будущее тогда, в начале 60-х, и вправду казалось фантастическим и свободным, полным творчества, которое не приемлет никаких границ.
Однажды Верушка познакомилась с Эйлин форд, влиятельнейшей персоной в мире моды. Она возглавляла Ford Modeling Agency, и уже в 1961 Верушка приехала в Нью-йорк. Из заокеанского визита ничего не вышло: Эйлин не помнила девушку, так что пришлось возвращаться в Европу. Потерянный дом не находился нигде, ни в одной стране мира. Именно тогда Вера фон лендорф стала Верушкой: в мире моды это звучало более выразительно и сочно, запоминалось. Жизнь веры фон лендорф нельзя было назвать счастливой - к чему держаться за это имя? Чистая магия плюс немного полуправды: "Я из России". Верушка своеобразной маской для девушки стала. Вскоре все изменилось: эта маска имела успех.
Верушка опять навестила США, и все пошло куда как лучше. Диана вриланд, пожалуй, один из лучших редакторов в истории Vogue, видела в ней не только потрясающую стать и внешность, но и огромное желание играть в искусство. Это полностью совпадало с воззрениями вриланд: она считала моду неотъемлемой частью современного арт - процесса. Именно поэтому с Верушкой стали работать лучшие звездные фотографы: Ирвинг пенн, Стивен майзел, Ричард аведон … вриланд давала карт-бланш этой уникальной модели абсолютно на любую идею.
Самое захватывающее в карьере Верушки фон лендорф, без сомнения, - не работа с модельными агентствами и модными журналами, а ее пересечения с Сальвадором дали или Микеланджело Антониони. Демонстрировать только одежду и аксессуары - слишком скучно; а интегрировать свою потрясающую фотогеничность, пластичность и стать в современное прогрессивное искусство - это, несомненно, шаг в вечность. И очень веселая игра.
С дали она познакомилась в начале 60-х, и их перфоманс с пеной для бритья сделал из красивой женщины некое фантастическое существо, человеческую модификацию. Верушка вспоминает, что именно после этого она задумалась, каким еще образом можно использовать собственное тело - практически неиссякаемый ресурс - в искусстве. Так она стала пламенным популяризатором и адептом боди - арта.
В 1966 году Верушка позировала для своего первого снимка, где на ее теле не было ничего, кроме … краски. Это было в Кении, и она разрисовывала себя черным кремом для обуви, а потом отмывала его неделями. Но для удачных снимков, особенно если работаешь в свободном творческом графике, не жалко. Вся ее дальнейшая жизнь была так или иначе проиллюстрирована потрясающими снимками самых разных фотографов, где модель - хамелеон демонстрировала чудеса мимикрии в пространстве.
Фильм "Фотоувеличение" Антониони, вышедший в 1966 году, занял свое место в золотом фонде кинематографа - в том числе и благодаря эпизодическому, но яркому участию Верушки, которая играет саму себя. (Это вообще ей свойственно - во всех декорациях быть собой. ) 5 минут на экране, кажется, не бог весть что, но пресса по какой-то причине назвала эту сцену невероятно сексуальной. Сама новоиспеченная звезда экрана так и не поняла, почему она стала известной после выхода "Фотоувеличения". На самом деле в этом несколько переоцененном и затянутом фильме единственный эпизод, который кажется живым, это галлюцинирующая Верушка ( "Я Думал, ты в Париже". "А я и Есть в Париже".
Ульрика оттингер пригласила Верушку в фильм "Портрет Дориана Грея Глазами Желтой Прессы". На главную роль. Немного странно видеть это перевоплощение в мужчину, но для фотографий Верушка превращалась в кого угодно, и в дальнейшем у нее были целые серии, основанные на таких гендерных играх. Однажды ей даже довелось играть в пьесе по сценарию Элфриды елинек роль итальянского поэта Габриэля д'аннунцио. Наверное, гендерные метаморфозы - не такая уж сложная задача для той, кто мог перевоплотиться в лист дерева или в пантеру. Смена имени и постоянная смена образов - словно желание спрятаться. Многие видели в этом некое чувство вины, но, возможно, все проще? Так все еще маленькая и беззащитная девочка пряталась от того ужасного мира, который допустил жестокую несправедливость по отношению к ней.
В 1975 году Верушка, одна из самых популярных и высокооплачиваемых моделей мира, ушла из бизнеса. Причиной послужили разногласия с новым редактором Vogue - Грейс Мирабелла. "Она хотела, чтобы я была буржуазной - а я нет! " - Такова была причина расставания. Новая эстетика Vogue после увольнения Дианы вриланд была безопасной, пресной, бежевой - и это никак не соотносилось с видением Верушки себя моде. Вриланд серьезно воспринимала все идеи Верушки - и они находили свое отражение на страницах Vogue. Виданное ли дело - инициативы от модели?
Однако нельзя сказать, что Верушка, хлопнув дверью, навсегда вычеркнула свое имя из мира моды и искусства. Взамен моды она выдумала нечто более захватывающее и вечное. Да, ей было неинтересно быть ожившим манекеном - скорее, она оживляла одежду или пейзаж вокруг себя или воспринимала себя хамелеоном, готовая слиться с окружающей средой; или райской птицей; или чистым холстом; тело как арт - объект, мода как часть искусства, искусство как единое пространство, в котором можно творить без каких-либо условностей и ограничений.
Парадокс Верушки - пожалуй, самый любопытный и сложнорешаемый в истории моды. Она никогда не скрывала, что относится к индустрии моды с прохладцей, ей не нравилась гиперженственная эстетика популярных дизайнеров. Все это было для нее пресным и чужим. И тем не менее она стала одним из самых заметных лиц этой индустрии. И даже сегодня она интересна - несмотря на то, что к современной моде она относится с еще большим презрением, чем к той индустрии, которую она так украсила в период активной модельной карьеры.
Верушке сегодня 76 лет, и она до сих пор не нашла свой дом. У нее нет детей, и она никогда не была замужем. Она была самой высокооплачиваемой моделью, зарабатывая по 10 000 долларов в день в 60-х, но она не делала никаких накоплений. Берлин и Нью-йорк - две географические точки, в которых она живет, но до сих пор считает себя странником. Ирина жукова.